Печальная судьба главного конкурента Xiaomi: история расцвета и заката Meizu
В 2012–2017 годах эта компания по уровню инноваций и внимания к ней конкурировала с другим техногигантом китайского рынка — Xiaomi. Но постепенно она сошла со сцены и осталась в памяти лишь у увлечённых технологиями людей. Название этой компании — Meizu, а её история полна взлётов и падений. Рассказываем, с чего всё начиналось, как бренд конкурировал с соперниками в родном Китае и на международной арене, чем он запомнился, а также чем закончилась его история.
Без высшего образования к миллиардам
Хуан Чжан (Джек Вонг), будущий основатель компании Meizu, родился в Китае в 1976 году. С детства он проявлял интерес к электронике и технике, что стало фундаментом для будущей карьеры в индустрии. В Сети отмечают, что он интроверт, а потому информации о его личности немного. Впрочем, известно, что в 16 лет его отчислили из школы. Не получив высшего образования, он был вынужден самостоятельно постигать основы электроники и технологий.
Вскоре он переехал в Шэньчжэнь — один из центров китайской электронной индустрии 90-х, которым остаётся по сей день. Как отмечает CEO Meizu, Хуан Чжан — фанат музыки. Это в том числе повлияло на первую технологическую компанию, куда он устроился, — Aegean Electronics, производитель плееров. Набравшись опыта и заработав денег, он вложил 100 000 юаней в создание своей компании Meizu в 2003 году в период бума MP3-устройств.
Первые устройства Meizu и переход к смартфонам
После основания глава компании сосредоточился на производстве MP3-плееров. Первой моделью стал портативный Meizu MX, который был копией iAudio CW300. Особого успеха он не снискал, а потому своего выстрела компания ждала ещё три года — до выпуска Meizu M6 miniPlayer, который по дизайну был похож на iPod. Компания предлагала устройство с 1, 2, 4 или 8 Гб встроенной памяти, сенсорным дисплеем 2,4 дюйма с возможностью воспроизведения AVI-видео и ценником от 139 до 219 долларов, тогда как iPod nano с 8 Гб памяти стоил 249 долларов.
Meizu M6 miniPlayer.
В этом же 2006 году рынок мобильных устройств стал стремительно меняться: крупные компании начали выпуск телефонов с акцентом на звуке. Как итог — Sony Ericsson K750i, Sony Ericsson W810i, Nokia N70 Music Black и прочие музыкальные телефоны понемногу стали переманивать фанатов плееров на свою сторону. И, как отмечал Абер Бай, CEO компании в тот период, Meizu стали больше следить за потребностями рынка и поняли, что мобильные телефоны в любой момент могут вытеснить другие устройства, в том числе плееры.
Спустя год Apple выпустила свой первый смартфон — iPhone 2G, который в корне изменил рынок. Meizu вдохновилась успехом их устройства и переформатировала свой бизнес: компания решила производить «интеллектуальные телефоны». Первой попыткой стал Meizu M8, анонсированный в 2008 году. Смартфон был похож на iPhone, что для китайского рынка тех лет — абсолютная норма.
Meizu M8.
Впрочем, если экстерьер копировали многие, то дизайн оболочки — нет, и Meizu были одними из них. Оболочка Meizu M8 базировалась на модифицированной версии Windows CE, интерфейс которой был скопирован с iOS. На это обратили внимание юристы компании из Купертино: Apple заявила, что дизайн Meizu нарушает её патенты и авторские права. По итогу купертиновцы настояли на своём и добились прекращения продаж устройства. Несмотря на «удар по карману», о Meizu узнали широкие массы, так как об их конфликте писали не только местные, но и зарубежные СМИ.
Следующей значимой моделью стал Meizu M9 — первая попытка компании создать полноценный смартфон с Android. M9 получил процессор Samsung, экран с высоким для того времени разрешением и хорошие медиавозможности. Аудитория тепло приняла новинку, что помогло укрепить репутацию.
Meizu M9.
Параллельно с выпуском смартфонов Meizu стала развивать Flyme — фирменную оболочку, которая стала визитной карточкой компании. Meizu предлагала удобный интерфейс с плавными анимациями, хорошей оптимизацией и качественными аудиовозможностями.
Серия Meizu MX — первые флагманы
После успеха M9 компания Meizu сосредоточилась на выпуске линейки MX, которая должна была стать флагманской. Первым устройством в серии стал Meizu MX, вышедший в 2012 году. Смартфон на тот момент был неплохим: компания предлагала версию с двух- или четырёхъядерным процессором Samsung Exynos, 1 Гб оперативной памяти и встроенным накопителем от 16 до 64 Гб.
Meizu MX.
Следующей громкой моделью стал Meizu MX3, представленный в сентябре 2013 года. Он отличался 5,1-дюймовым экраном с разрешением 1800 × 1080 и высокой плотностью пикселей 412 ppi. Процессор Samsung Exynos 5410 Octa обеспечивал высокую производительность — такой же стоял и во флагмане того же года от самой Samsung — Galaxy S4. Внутренняя память достигала 128 Гб, что на тот момент было много. К тому же аппарат выделялся качественной аудиосистемой с чипом Wolfson WM5102, как у более дорогого Samsung Galaxy S4. При этом Meizu стоил дешевле: в России за новинку просили 17 990 рублей, а за S4 — 29 990 рублей.
Спустя год на рынок вышли Meizu MX4 и MX4 Pro, которые стали идеальными устройствами для фанатов техники за счёт использования кастомных прошивок, в том числе CyanogenMod — легендарный проект операционной системы с открытым кодом для гиков. К тому же в серии MX4 впервые появилась физическая клавиша «домой», которая надолго станет узнаваемой чертой Meizu. А вот сканер отпечатков пальцев в ней появится только в 2015 году с релизом Meizu MX5 и в дальнейшем перейдёт в MX6 и другие модели.
Meizu MX4 Pro.
Серия MX сыграла ключевую роль в формировании мнения о Meizu как производителя качественных смартфонов. Это позволило компании закрепиться на рынке и подготовить почву для борьбы с Xiaomi и Huawei.
Серия Meizu Pro и U — флагманы и эксперименты, которые всё испортили
После успеха линейки MX Meizu продолжила развивать флагманскую серию под названием Pro, начиная с модели Meizu Pro 5, которая стала важной вехой для компании. Pro 5 был представлен в конце 2015 года и позиционировался как премиальный смартфон. Металлический корпус, экран Super AMOLED 5,7 дюйма с разрешением Full HD, флагманский процессор Exynos 7420, камера 21 Мп с качественной оптикой — всё это за 38 000 рублей, когда тот же Samsung Galaxy S6 — от 50 000 рублей. Смартфон оказался во многом удачной моделью: его в том числе рекомендовали GSMArena, но из-за того, что у компании не было налаженной системы дистрибуции за пределами Китая, приобрести его было сложно.
Meizu Pro 5.
Следующими моделями стали Meizu Pro 6 и Pro 6 Plus, вышедший в 2016 году. Во многом это были минорные обновления преемника, хотя и без апдейтов не обошлось. Устройства получили 5,2-дюймовый и 5,7 дюймовый AMOLED-экраны с разрешением Full HD и технологией 3D Press, позволяющей выполнять различные действия в зависимости от силы нажатия, — аналог 3D Touch из iPhone 6s — Xs Max.
Впрочем, наибольший фурор произвели Meizu Pro 7 и Pro 7 Plus, вышедшие в 2017 году. Главной особенностью этих моделей стал второй AMOLED-экран на задней крышке. Он позволял отображать часы, уведомления и делать селфи с основной камеры, используя его как видоискатель. Эти модели получили много внимания за необычное решение с дополнительным экраном, хотя восприятие рынка оказалось смешанным. Но, как показала история, мода циклична: аналогичные решения периодически внедряет Xiaomi, например в моделях Xiaomi 11 Ultra и в новых Xiaomi 17 Pro.
Meizu Pro 7 Plus.
Параллельно с серией Pro Meizu развивала номерную и M-серию с суффиксом Note — более доступные и массовые устройства.
Предварительный обзор Xiaomi 17, 17 Pro и 17 Pro Max: какими получились новые флагманы
Почему умерла Meizu
В августе 2015 года Meizu привлекла крупные инвестиции от Alibaba Group, которая вложила $590 миллионов за 28% акций. Это был один из самых заметных сигналов о росте китайской мобильной индустрии и доверии крупных игроков к Meizu. В этом же году компания отчиталась о 20 миллионах проданных устройств, в 2016 году — 22 миллиона смартфонов, почти 10% которых были реализованы за пределами Китая.
Несмотря на значительные инвестиции, Meizu столкнулась с рядом проблем, которые ограничили возможности роста. Ключевая трудность — жёсткая конкуренция. Тогда, как и сейчас, китайский рынок смартфонов был перенасыщен, и Meizu приходилось конкурировать не только с Apple и Samsung, но и с Xiaomi, Huawei, Oppo и Vivo. Xiaomi особенно активно захватывала рынок, предлагая устройства по более выгодной цене, приправляя всё это мощной маркетинговой поддержкой, что оставляло Meizu небольшое пространство для PR-манёвров.
Несмотря на инвестиции Alibaba, Meizu была относительно небольшой компанией: 20 миллионов проданных смартфонов против 70 миллионов у Xiaomi в 2015 году, поэтому не могла соревноваться с конкурентами ни по рекламным вложениям, ни по количеству магазинов. Дополнительные палки в колёса вставляли:
- Отсутствие регулярных обновлений глобальных версий прошивки.
- Использование процессоров MediaTek, которые часто уступали Snapdragon и Exynos в реальных задачах.
- Трудности принятия единогласных решений из-за того, что частично компанией владела Alibaba Group.
- Задержки поставок компонентов, которые требовались для разработки и сборки новых устройств, из-за сравнительно небольших объёмов заказов — более крупные конкуренты получали требуемые детали в приоритетном порядке.
На европейском рынке компания тоже не всегда вовремя отслеживала желания потенциальных покупателей. Например, долгое время в смартфонах компании не было NFC-модуля, что было недостатком относительно конкурентов. В результате всех сложностей уже к 2018 году Meizu сократила продажи на 46% относительно 2017 года, а к 2019 году весь бизнес оказался на грани банкротства — компания закрыла большинство магазинов и, по неофициальным данным, уволила 30% сотрудников.
От полного краха компанию спас Комитет по контролю и управлению государственным имуществом Китая, который вложился в компанию, чтобы сохранить её на плаву. А в 2022 году Geely приобрела 79% акций Meizu через дочернюю Hubei Xingji Shidai Technology. Автомобильный концерн рассматривал Meizu как основу для создания экосистемы из умных автомобильных систем и носимых гаджетов. Подробности сделки не раскрываются, но фактически бренд остался жив за счёт помощи государства и внешних инвесторов.
А что сейчас с Meizu
Текущее положение компании на рынке сложно назвать уверенным. Meizu уже под крылом крупного бренда занимается развитием экосистемы умных устройств, включая смартфоны, носимую электронику и даже интеграцию с автомобилями, но говорить о каких-то громких релизах не приходится.
Meizu по сей день выпускает смартфоны среднего класса и иногда радует флагманами, такими как Meizu 21 Pro и 22, но пока это нишевые модели, которые не продаются официально за пределами Китая. Помимо смартфонов, Meizu расширила линейку носимых устройств и аксессуаров: AR-очки StarV View и кольцо StarV Ring2. Однако увидим ли мы новый взлёт компании за счёт надёжного плеча Geely или нет — покажет время.