История YotaPhone: куда пропал самый известный российский смартфон

YotaPhone — одно из самых амбициозных отечественных мобильных устройств. Его ранние прототипы часто высмеивали и критиковали, что не помешало ему получить премии на престижных международных выставках и привлечь внимание журналистов со всего мира. Рассказываем, каким был первый смартфон с двумя экранами и чем закончился этот смелый проект.

Убийца Apple и герой мемов: что стало с YotaPhone
© Антон Белицкий/РИА Новости

Импортозамещение пошло не по плану

Публичная история YotaPhone началась в 2010 году, когда гендиректор корпорации «Ростехнологий» Сергей Чемезов показал прототип устройства тогдашнему президенту России Дмитрию Медведеву.

«Мы выпустим новый телефон. Будет два экрана. Непонятно даже, где нажимать» — так анонсировал необычное устройство Чемезов.

Для того времени телефон с двумя экранами действительно казался революционным устройством, ведь даже обычные смартфоны с одним экраном ещё не стали привычным явлением. Однако поначалу российский гаджет был принят в штыки, и интернет заполонили шутки про «российского убийцу айфона».

Высмеивали буквально всё: начиная от тайваньской сборки «полностью отечественного смартфона» и заканчивая его внешним видом. Дело в том, что прототип был настолько «сырым», что даже не включался, — пластмассовую деталь просто обклеили наклейками вместо экранов.

Разработкой должна была заняться «ООО Скартел» — российская компания, которая развернула в стране сеть мобильного широкополосного интернета по технологии Mobile WiMax, а также производила роутеры и модемы под брендом Yota. Четвертью компании с 2008 года владели «Ростехнологии». В 2011 году разработку новых устройств выделили в отдельное подразделение Yota Devices.

«Apple напрягся»

Серийное производство необычного девайса было запланировано на 2011 год, однако разработка затянулась, и официальная презентация YotaPhone состоялась только спустя два года на выставке CES в Лас-Вегасе. И, к удивлению многих отечественных комментаторов, смартфон с двумя экранами вызвал интерес у международной публики. Телефон, в который слабо верили на родине, получил первое место в номинации «Мобильные устройства года».

Такую почётную награду удалось выиграть за счёт инновационного форм-фактора. Телефон оснастили двумя экранами диагональю 4,3 дюйма: спереди стоял обычный LCD с разрешением 1280 х 720 пикселей, а сзади — дисплей на электронных чернилах (640 х 360 точек). На него можно было выводить картинки, уведомления или целые книги, чтобы меньше расходовать батарею, — электронные чернила потребляют минимум энергии.

© Qualcomm

На фоне неожиданных успехов Сергей Чемезов снова пришёл к Дмитрию Медведеву и похвастался уже не прототипом, а полноценным серийным гаджетом. Но вторая встреча породила ещё больше мемов о смартфоне и импортозамещении в принципе. Сначала глава «Ростехнологий» сказал, что YotaPhone — «100-процентное российское изобретение». Но на вопрос премьер-министра о начинке устройства с грустью в голосе добавил: «А детали, к сожалению, иностранные. И сборку пока мы ведём в Сингапуре». Но главная мем-фраза, которую вспоминают даже спустя 13 лет, принадлежала премьер-министру.

«Apple напрягся после нашего смартфона», — сказал Медведев, когда покрутил YotaPhone в руках и узнал о его награде на американской выставке.

Правда, коммерческого успеха iPhone первая версия российского смартфона с двумя экранами так и не достигла. Интересный на бумаге девайс оказался слишком далёк от идеала даже в тех функциях, на которых инженеры и разработчики делали главный акцент. Экран на электронных чернилах был без подсветки и не сенсорным, поэтому управлялся с помощью специальной сенсорной зоны под ним, которая не всегда работала стабильно.

© Techland.time.com

Технические характеристики были не выдающимися даже для того времени: процессора Snapdragon S4 и 2 Гб оперативки едва хватало, чтобы система Android работала без тормозов, а аккумулятор на 1800 м·Ач высаживался уже к обеду при активном использовании гаджета. Максимальная ёмкость постоянной памяти была ограничена 32–64 Гб без возможности вставить флешку. В общем, телефон получился неконкурентоспособным, но в России его продавали за 20 000 рублей (для сравнения: только-только вышедший iPhone 5s можно было купить за 30 000 рублей).

«То, что выглядело год назад как очень достойные характеристики, сегодня таковыми уже не являются... Те функции, что заложил производитель, не работают как часы. Обычные потребители не могут разобраться, как устроен аппарат, а после объяснения постоянно путаются в попытках переключиться между приложениями на основном экране» — такой вывод в своём обзоре сделал мобильный аналитик Эльдар Муртазин.

Проблемы с окупаемостью

В 2013 году в России было реализовано около семи миллионов смартфонов, из которых на YotaPhone пришлось всего 12 тысяч экземпляров. По самым оптимистичным подсчётам, производители смогли получить около 11 миллионов долларов, хотя на рекламу и разработку этой и следующей модели ушло не менее 50 миллионов. Однако неизвестно, какими тиражами девайс разошёлся в других 19 странах, включая Великобританию, ОАЭ, Францию и Австрию.

В любом случае окупить все затраты у производителей не получилось. Но представители Yota Devices уверяют, что и не планировали это сделать. Гендиректор компании Владислав Мартынов отмечал, что первая версия YotaPhone предназначалась не для массовых потребителей, а исключительно для энтузиастов, которые готовы были на определённые компромиссы.

«Предлагать этот продукт рядовому потребителю, который не особо продвинут в плане технологий и не использует определённые устройства, было бы рискованно… Сейчас мы делаем небольшие шаги: будем учиться у этих первых покупателей, а затем подготовимся к массовому рынку и выходу на глобальный уровень со вторым поколением. К тому времени у нас будут более высокие рейтинги продуктов, более развитая инфраструктура вывода на рынок и лучшее понимание того, как работать на определённых рынках», — объяснял Мартынов.

Вторая попытка — снова провал

YotaPhone 2 вышел ровно через год после первого поколения, в декабре 2014-го. Производители попытались исправить все недочёты первой версии, и у них отчасти это получилось. Главное нововведение касалось второго экрана: он наконец стал сенсорным, а заодно увеличился в размерах с 4,3 до 4,7 дюйма и в разрешении с 640 × 360 до 960 × 540 точек. Изменилась и механика взаимодействия с приложениями, так что переключаться между двумя дисплеями стало гораздо удобнее. Батарея увеличилась с 1800 до 2500 м·Ач, так что телефон вполне мог остаться включённым даже к вечеру.

© CNET

Обозреватели отмечали, что из концепта девайс начал превращаться в полноценный смартфон, которым можно пользоваться на повседневной основе. Сразу несколько престижных журналов, включая PC Mag и Tom’s Hardware, признали YotaPhone 2 «лучшим продуктом» на выставке MWC 2014, а американский Forbes и вовсе назвал новинку «прорывом года».

На фоне таких отзывов телефон начали активно продвигать на самом высоком уровне. Первым обладателем новинки стал председатель КНР Си Цзиньпин: он получил экземпляр с предзагруженной символикой России от президента страны Владимира Путина.

Но даже такая реклама и выход устройства на рынки Европы и Азии так и не помогли телефону обрести популярность. Скорее всего, дело в высокой цене: новинка оказалась ещё дороже первой версии, которую и до того ругали за неоправданную стоимость. Так, производители сначала пытались продать его за 33 000 рублей, а спустя пару недель и вовсе подняли цену до 40 000 рублей «из-за колебания курса рубля». В итоге за два года YotaPhone 2 продалась тиражом в 96 000 устройств. Кроме того, помешали политические причины: из-за санкций против России западные инвесторы прервали переговоры и не профинансировали запланированную рекламную кампанию.

«После запуска YotaPhone 2 мы пытались делать вид, что всё хорошо, но на самом деле у меня не было денег даже на зарплату», — признавался Мартынов спустя несколько лет.

Третий блин комом

Несмотря на провал YotaPhone 2, производители не планировали останавливаться на достигнутом. Всего через несколько дней после презентации гендиректор Yota Devices Владислав Мартынов сообщил, что третье поколение смартфонов уже находится в разработке и выйдет в течение одного или полутора лет. Спойлер: модель представят почти через три года, но ей уже не суждено будет попасть на российские прилавки.

Планы были грандиозные: внедрить солнечную батарейку, виртуальную камеру, стеклодинамики и даже технологию тактильной обратной связи. Однако ни одна из этих идей не была реализована.

После проблем с западными инвесторами Yota Devices переориентировалась на Восток: гендиректор решил искать капитал в Китае. В результате местная компания China Baoli выкупила практически треть Yota Devices. Но, по словам Мартынова, новый акционер внедрил спорную стратегию, из-за которой производителей ждал главный провал.

© Sostav

Третью версию когда-то «100%-ного российского смартфона» представили в Пекине только в августе 2017 года. Смартфон стал немного лучше во всём: начиная от обоих экранов и заканчивая начинкой. Специально для него даже разработали фирменную оболочку YOTA OS на базе Android 7.1, а также предустановили несколько приложений для чтения электронных книг.

Но YotaPhone 3 так и не попал в продажу в России. По словам Сергея Чемезова, китайские акционеры не выделили средств на производство. Поэтому вскоре «Ростех» решил продать свою долю в компании Yota Devices, после чего история инновационных смартфонов окончательно завершилась.

И хотя в Китае устройство даже продавали какое-то время, за пять месяцев местные жители раскупили всего 17 тысяч копий — это очень слабый результат для такой огромной страны, особенно на фоне прогнозов о миллионных продажах. Китайские обладатели прав на YotaPhone понесли 15 миллионов долларов убытков и, видимо, поставили крест на когда-то перспективном смартфоне с двумя экранами.

Видео по теме от RUTUBE