Что такое цветовой охват и нужно ли его учитывать при выборе монитора
Производители мониторов, ноутбуков и мобильных гаджетов с экранами часто указывают среди прочих характеристик и цветовой охват дисплея. Например, может быть указано, что цветовой охват 100% sRGB или 120% DCI-P3. Разобрали, что это такое и нужно ли обращать внимание на эту характеристику при выборе устройства.
Цветовая гамма, цветовой охват и цветопередача: разбираемся в терминах
Цветовая гамма — это все цвета, которые может видеть глаз человека, от базовых до тончайших оттенков. У каждого человека свой особый спектр воспринимаемых цветов.
Цветопередача — это то, как цвета воспроизводятся на экране.
Цветовой охват — это весь диапазон цветов, которые может отображать устройство. Этот параметр влияет на цветопередачу — чем выше цветовой охват, тем точнее экран может передать цвета исходного изображения.
Цветовое пространство CIE 1931. Цветовое пространство CIE 1931, разработанное Международной комиссией по освещению (CIE), представляет собой первую попытку описать все цвета, воспринимаемые человеческим глазом, с помощью математических формул. Один из ключевых параметров цветового охвата — доля от общего цветового пространства, которую он покрывает.
Соотношение цветового пространства CIE 1931 и цветовых стандартов
Стандарты цветового охвата
Стандарты цветового охвата были придуманы как средство привести к одной системе отображения цветов на устройствах от разных производителей. Началось это ещё с 1950-х годов, когда стали вводить стандарты для аналогового телевидения. Они предполагали, что вещатели будут кодировать цветопередачу определённым образом, а производители телевизоров учитывать это в своих моделях. Благодаря этому устройства разных брендов выдавали похожее изображение и цвета были близки к тем, которые задумывались создателями телепередач и фильмов. Так появились стандарты вроде NTSC, SAMPT-C и PAL/SECAM.
Аналогичным образом появились и стандарты для производителей мониторов, которые позже стали использовать и в других устройствах вроде ноутбуков, смартфонов и планшетов. Для таких устройств существует несколько стандартов, которые используются к 2025 году чаще всего:
- sRGB (стандартный RGB) и Rec.709: разработан HP и Microsoft в 1996 году. Этот цветовой охват ориентирован для веб-страниц. Поэтому он распространён в большинстве потребительских устройств, работающих с интернетом, например для непрофессиональных мониторов. Если веб-дизайнер создавал сайт на экране с sRGB, то посетители, у которых такие же дисплеи, увидят изображение в том виде, в котором картинка была задумана. sRGB охватывает примерно 35% видимого цветового спектра. Rec.709 — аналог sRGB для видео и цифрового телевидения. У него такой же охват спектра, но есть отличия в некоторых настройках цветопередачи.
- Adobe RGB: создан Adobe Systems в 1998 году для охвата большинства цветов, достижимых на четырёхцветных принтерах CMYK. Предлагает более широкую гамму, чем sRGB, охватывая около 50% видимого спектра. Он обычно используется в сфере полиграфии и печати изображений.
- DCI-P3: представлен Digital Cinema Initiatives в 2010 году для цифровой проекции фильмов в кинотеатрах. Позже его адаптировали и под экраны потребительских устройств вроде ноутбуков или смартфонов — предполагается, что он постепенно придёт на смену sRGB и Rec.709 в качестве основного формата для устройств потребительского сегмента. Охватывает около 45% видимого спектра. В этом стандарте расширено отображение жёлтых, оранжевых и красных оттенков, а также ярко-зелёных.
Как выбрать подходящий монитор или ноутбук
Для домашнего просмотра кино, игр или офисной работы будет достаточно устройства с охватом 99–100% sRGB. Этого достаточно для того, чтобы адекватно отображать любой контент: видеоигры, веб-страницы и онлайн-фильмы. Однако если исходное видео или другой источник созданы с расчётом на более широкий охват, то такой монитор не сможет отобразить весь диапазон оттенков и изображение будет не таким красочным, как на более продвинутых дисплеях.
Asus позиционирует ноутбуки линейки ProArt StudioBook 15 как модели для профессионального использования и заявляет для них 100%-ный охват пространства Adobe RGB.
DCI-P3 поддерживается многими мониторами, но так как почти весь контент всё ещё создаётся из расчёта на sRGB и Rec.709, то расширенные возможности в основном используются для контента с HDR. Поэтому специально покупать устройство именно со 100%-ным и большим охватом DCI-P3 для домашнего использования стоит, только если вы часто смотрите фильмы с HDR или любите слегка перенасыщенные цвета.
Кроме непосредственно цветового охвата обращайте внимание ещё на некоторые параметры, которые напрямую влияют на цветопередачу:
- Точность цветопередачи (Delta E). Показывает отклонение отображаемых цветов от эталонных значений. Чем ниже значение Delta E, тем точнее цветопередача.
- Тип матрицы. Разные типы матриц (TN, VA, IPS) обладают различными характеристиками цветопередачи, углом обзора и временем отклика.
- Калибровка. Процесс настройки монитора для повышения точности цветопередачи. Для домашнего использования обычно достаточно заводской калибровки от производителя. Но если ищете модель для профессиональной работы, то желательно, чтобы он поддерживал возможность аппаратной калибровки.
Кратко: что учитывать при выборе монитора или ноутбука
- Определите, как вы будете его использовать. Для домашних и офисных задач достаточно 99% или 100% охвата sRGB. Более продвинутые модели пригодятся для HDR-контента, если вы собираетесь использовать устройство для профессиональной работы с цветами или как задел на будущее.
- Читайте обзоры и тесты. Перед покупкой обязательно прочитайте обзоры и тесты, в которых оценивается цветопередача гаджета. Обратите внимание на значения Delta E, охват цветовых пространств и равномерность подсветки.
- Проверьте устройство перед покупкой. Оцените цветопередачу, углы обзора и равномерность подсветки. Посмотрите на градиенты и убедитесь, что нет полос и артефактов.
Что проверить при покупке видеокарты с рук и как её обслужить после приобретения