Как выбрать игровой монитор в 2025 году
Чтобы не переплачивать за ненужные опции и остановиться на сбалансированном и подходящем модели, важно понимать, какие характеристики действительно и как именно влияют на игровой опыт. В этом материале разберём, на что стоит обращать внимание при выборе геймерского монитора.
Разрешение экрана и частота обновления
Разрешение экрана и частота обновления — два основных параметра для игровых моделей. От них зависят чёткость и плавность изображения.
Разрешение экрана. Изображение на экране формируется из множества разноцветных точек, которые называют пикселями. Разрешением называют общее количество пикселей, которое включает в себя дисплей. Его обычно записывают как произведение количества пикселей по горизонтали и вертикали экрана. Согласно статистике Steam, геймеры чаще всего выбирают в 2025 году три разрешения:
- 1920 × 1080, которое также могут обозначать как FullHD, FHD или 1080p;
- 2560 × 1440 (Quad HD, QHD, 1440p);
- 3840 × 2160 (4K, Ultra HD, UHD, 2160p).
Чем выше разрешение дисплея, тем больше информации на нём помещается. Также разрешение — один из факторов, который влияет на чёткость изображения. Чем больше отдельных точек формируют изображение, тем более детализированным оно будет. Однако чёткость зависит не только от количества пикселей, но и от площади экрана, по которой они распределены. Например, чёткость будет одинаковой у экрана с разрешением 1440p и диагональю 32 дюйма и у 24-дюймового с разрешением 1080p.
«Лесенки» видно на приближенной штанине, на контуре машины. А более высокая детализация проявляется в виде читаемой маркировки на стволе пистолета, а также на качестве штукатурки на стенах, на рисунке с пальмой на стене.
Плотность пикселей — количество пикселей, приходящихся на один дюйм дисплея. Чем выше плотность пикселей, тем более чётким и детализированным будет изображение на экране. Измеряется в ppi от английского pixel per inch — пиксель на дюйм. Быстро узнать плотность пикселей в зависимости от сочетания диагонали экрана и его разрешения можно при помощи специальных калькуляторов.
В играх разрешение кроме детализации изображения влияет и на производительность. Чем выше разрешение, тем больше данных приходится обрабатывать видеокарте компьютера или игровой консоли и тем меньше кадров в секунду (fps от англ. Frames per second) она может обрабатывать. Поэтому, выбирая разрешение, учитывайте и то, насколько производительная видеокарта установлена в вашем ПК. Чем выше сегмент видеокарты, тем более высокое разрешение в играх она сможет обработать с приемлемым быстродействием. Для видеокарт GeForce RTX 40 и RTX 50, а также их аналогов от других производителей можно ориентироваться на следующие рекомендации:
- Модели с индексом xx50 и xx60 и их варианты — разрешение 1080p, 1440p на средних настройках.
- xx70 и варианты — 1440p.
- xx80 и xx90 — 4K.
Учитывайте, что для киберспортивных игр вроде CS2 и аналогичных профессиональные игроки чаще всего выбирают разрешение 1080p или даже ниже, чтобы добиться более высокого и стабильного fps. В то же время в настройках игр можно выбрать более низкое разрешение, чем физическое у монитора. При этом отображение игры в разрешении выше нативного не получится. Поэтому лучше сразу выбирать модель с тем разрешением, в котором планируете играть, или с запасом под будущий апгрейд других компонентов системы.
Частота обновления (частота развёртки) — количество разных кадров, которые монитор может отобразить за определённое время. Измеряется в герцах — 1 Гц соответствует одному кадру за секунду.
Не путайте частоту обновления монитора (Гц) и количество кадров, которые может обсчитать видеокарта (fps).
Например, видеокарта может просчитать 150 разных кадров за секунду в игре, даже если частота монитора меньше. Но дисплей физически отобразит только то количество, которое соответствует его частоте обновления. Аналогичным образом, если монитор имеет более высокую частоту обновления, чем может обеспечить видеокарта, то он просто будет показывать один и тот же кадр несколько циклов подряд. Скажем, если частота монитора — 120 Гц, а видеокарта может обсчитать только 30 fps в игре. В таком случае, хоть монитор и будет обновлять изображение 120 раз в секунду, из-за того, что видеокарта отправляет только 30 кадров за то же время, каждый из них будет отображаться в течение четырёх циклов обновления.
Так проиллюстрировала взаимосвязь частоты обновления монитора и игрового fps компания Nvidia.
Более высокая частота может дать преимущество в состязательных играх. За высокочастотным монитором, к примеру, можно увидеть выбегающего из-за стены противника на доли секунды раньше, чем за экраном с меньшей частотой обновления. Но для этого понадобится тренированное зрение, чтобы глаз успел зафиксировать столь быстрые изменения картинки, а также хорошая реакция, чтобы успеть воспользоваться этим преимуществом.
Считается, что для киберспортивных игр в первую очередь важна более высокая частота, а разрешением можно пренебречь.
Высокое разрешение окажется более подходящим для одиночных или просто неторопливых проектов, где есть время рассмотреть картинку и получить удовольствие от работы гейм-дизайнеров. К примеру, на высоких настройках в разрешении Full HD и Ultra HD доспехи персонажа могут выглядеть по-разному. При низком разрешении они будут просто серыми, имитирующими цвет металла, а при высоком на них удастся рассмотреть царапины и вмятины.
Ещё один эффект от более высокого разрешения — увеличение рабочего пространства. Это заметно в приложения для работы с графикой или видео. Если вы не только играете, но и записываете геймплей или стримите, может добавить удобства.
Стоит учесть, что оба этих параметра субъективны. В зависимости от индивидуальных особенностей восприятия вы можете не заметить разницу при переходе от 60 Гц к 120 Гц. Реже бывают случаи, когда при смене разрешения это остаётся незамеченным. Хорошо, когда перед покупкой есть возможность посмотреть на монитор в деле хотя бы в шоуруме.
Что такое цветовой охват и нужно ли его учитывать при выборе монитора
Технологии синхронизации G-Sync/FreeSync
Разрывы изображения. Из-за того что количество кадров, которые генерирует видеокарта, и частота обновления монитора часто не совпадают, может возникнуть рассинхронизация — когда в один и тот же момент на дисплее отображаются части двух разных кадров. Такое явление называется разрывами изображения.
G-Sync и FreeSync — технологии, придуманные для решения проблемы разрыва кадров. Они синхронизируют частоту обновления монитора с текущим количеством fps.
G-Sync полноценно используется только на некоторых мониторах, сертифицированных NVIDIA, и требует связки с видеокартой NVIDIA. Такие мониторы оказываются обычно самыми дорогими, так как для их работы требуется дополнительный встроенный чип.
FreeSync появилась как бесплатная альтернатива GSync. Она выполняет те же самые задачи и может использоваться не только с видеокартами NVIDIA, но и AMD. Но считается, что GSync справляется с задачей немного качественнее, давая минимально возможную задержку. Но заметить разницу глазом практически невозможно.
В настройках игры, как правило, можно активировать вертикальную синхронизацию — эта настройка ограничивает максимальный fps в игре, чтобы он не превышал частоту обновления монитора. Это программная функция, и она не зависит от параметров монитора, но работает проще и может приводить к увеличению времени, через которое ваши действия отображаются на мониторе.
Время отклика
Время отклика — это то, насколько быстро пиксели могут изменить своё состояние, те самые миллисекунды, которые можно увидеть в спецификациях. На деле чем ниже время, тем чётче будет картинка при динамичных сценах. При высоком времени отклика возможен эффект гостинга — за контурами объектов при перемещениях по экрану можно заметить шлейф.
На слайде 60 FPS лучше всего заметен эффект гостинга.
Диагонали, форматы, изогнутые варианты
Игровые мониторы представлены в самых разных диагоналях и форматах. Как правило, с увеличением диагонали появляется потребность в повышении разрешения, так как Full HD на 32 дюймах будет смотреться размыто даже в динамичных играх.
Помимо привычных форматов 16:9, существуют также ультравайд- (21:9) и суперультравайд-вариант (32:9). Они дают больше горизонтального пространства, из-за чего изображение выглядит более впечатляюще и приближенно к реальному полю зрения человека. Но не все игры корректно работают с такими мониторами. У некоторых по бокам могут оставаться незадействованные чёрные области, а в некоторых состязательных дисциплинах такое ограничение может быть намеренным, чтобы нельзя было получить преимущество. Такие мониторы лучше всего подходят для гонок и прочих симуляторов, РПГ и некоторых стратегий.
Часто широкие мониторы оказываются ещё и изогнутыми. Это необходимо для того, чтобы глаз мог воспринимать всё изображение целиком и не приходилось крутить головой из стороны в сторону.
Выбирайте формат монитора, исходя из предпочтений и игровых жанров, которым посвящаете большую часть времени.
HDR
HDR — технология, расширяющая диапазон яркости и контрастности, чтобы светлые участки выглядели ярче, тени — глубже, а цвета — насыщеннее.
Технология будет актуальна также для неторопливых игр, в которых есть время разглядывать красоты. При этом поддержка HDR должна быть только у монитора, кроме того, движком игры.
Сверху — обычный режим. Снизу — HDR. Но на скриншоте получается пересвет, которого нет в реальности. Даже цвет шрифта потерялся.
В случае с Windows активировать и деактивировать режим приходится вручную даже на актуальной Windows 11.
Что ещё важно знать
Помимо основных характеристик, которые мы рассмотрели выше, стоит обратить внимание на дополнительные особенности некоторых моделей мониторов.
Разъёмы. Часто игровые мониторы могут взять на себя роль хабов, давая подключить USB или различные аудиоустройства. Это бывает удобно, чтобы комфортно разместить провода на игровом месте.
Встроенные динамики. Такая опция тоже существует. Но обычно даже в дорогих мониторах встроенные динамики оказываются посредственными и уступающими игровой гарнитуре или даже недорогим колонкам.
Подсветка. Она вряд ли даст вам какие-то преимущества во время игры, но может помочь создать атмосферу и настроение.
Дополнительные возможности через меню. Среди самых интересных стоит отметить виртуальный прицел, когда на экран выводится постоянный оверлей. Это может быть полезно в шутерах, если любите бегать со снайперским оружием без приближения.
Некоторые бренды также позволяют выводить счётчик кадров или дают быстрое переключение между пресетами изображения для разных игровых жанров.
Итоги
Чтобы выбрать игровой монитор и не прогадать, для начала стоит определиться, что вы за ним собираетесь делать, каким играм отдаёте предпочтение, насколько производительная у вас система. Необязательно покупать самую дорогую модель, часть возможностей которой не будет использоваться. При вдумчивом подходе можно взять более дешёвый вариант, который полностью закроет все потребности.
Если приоритет соревновательным шутерам, важнее будут высокая герцовка и минимальное время отклика. Для одиночных игр с упором на графику — высокое разрешение и HDR. Ультраширокие и изогнутые модели раскрываются в симуляторах и стратегиях. А если монитор нужен не только для игр, но и для рабочих задач, стоит также задуматься об эргономике и занимаемом пространстве.