4 города, которые должны были стать мегаполисами будущего, а стали призраками
Колоссальные инвестиции, футуристические проекты и амбиции, способные изменить мир, — всё это объединяет города, которые должны были стать мегаполисами будущего. Однако что-то пошло не так. Вместо процветающих центров инноваций и культуры они превратились в безлюдные и жуткие места. Расскажем о четырёх таких проектах: от утопического экогорода в пустыне до образцового советского «атомграда», застывшего во времени.
Ордос Канбаши, Китай
В самом сердце Внутренней Монголии, региона, богатого углём и газом, должен был вырасти современный мегаполис, рассчитанный изначально на миллион жителей. Проект, прозванный «китайским Дубаем», предполагал строительство футуристических многоэтажек, огромных площадей, музеев и памятников. На пике доходов от продажи угля в его развитие вложили около $161 млрд.
Почему стал призраком
Проект значительно опередил реальные потребности. После завершения основной части строительства в город переехало всего около 30 тысяч человек, что оставило его заполненным лишь на 10%. Когда мировые цены на уголь упали, местная экономика рухнула, и в период с 2012 по 2013 год регион покинули около 200 тысяч человек. В 2011 году цены на недвижимость обвалились на 70%, а большинство высотных зданий остались пустовать.
Что сейчас
Правительство Китая активно стимулирует переселение в Канбаши, перенося сюда лучшие школы и госучреждения и предлагая пособия на жильё. Эти меры принесли плоды: к концу 2023 года население выросло до 126 900 человек. Рынок жилья и ВВП начали восстанавливаться, во многом благодаря тому, что родители покупают квартиры, чтобы их дети могли учиться в престижных школах. Сегодня Канбаши — это уже не пустая витрина, а скорее функционирующий региональный центр, хотя до первоначального плана в миллион жителей ему всё ещё далеко.
Нейпьидо, Мьянма
В 2005 году военное правительство Мьянмы тайно построило в джунглях новую столицу и внезапно перенесло её из оживлённого Янгона. Идея заключалась в создании просторного, безопасного и полностью контролируемого административного центра вдали от пагоды Шведагон в Янгоне — традиционного места сбора протестующих. Город должен был стать символом мощи и легитимности правящего режима.
Что построили
Нейпьидо раскинулся на территории площадью 4800 км², что в шесть раз превышает площадь Нью-Йорка. В нём проложили 20-полосные автомагистрали, по слухам, пригодные для посадки самолётов, и обеспечили круглосуточное электроснабжение — редкость для страны. Здесь возвели роскошные отели, четыре поля для гольфа и даже зоопарк с вольером для пингвинов, оборудованным кондиционером. Строительство обошлось в $4 млрд, притом что страна в то время тратила на здравоохранение лишь 0,4% ВВП.
Почему он стал призраком
Город строился для чиновников, а не для людей. В его планировке намеренно отсутствуют центральные площади или большие общественные пространства, из-за чего проект прозвали «диктатурой через картографию». Официально здесь проживает около миллиона человек, но наблюдатели считают эти цифры завышенными, отмечая зловещую тишину на улицах по воскресеньям. Многие иностранные сотрудники гуманитарных организаций отказываются сюда переезжать, предпочитая еженедельно летать из Янгона. По некоторым данным, для строительства города были насильно выселены тысячи жителей из близлежащих деревень.
Масдар, ОАЭ
В 2006 году власти Абу-Даби анонсировали строительство первого в мире экогорода с нулевыми выбросами углерода и без отходов. Генеральный план, разработанный компанией Foster+Partners, предполагал создание полностью пешеходного города с узкими затенёнными улицами, солнечными панелями и футуристической сетью электрических капсул для передвижения.
Почему мечта не сбылась
Реализации амбициозного плана помешали мировой финансовый кризис 2008–2009 годов и высокая стоимость технологий. Достичь строгих целей по нулевым выбросам оказалось крайне сложно, а запланированная транспортная система так и не была внедрена.
Что сейчас
Масдар не стал полноценным городом, но превратился в прагматичный технологический парк и «живую лабораторию» для исследований в области устойчивого развития. Здесь расположен профильный университет и более 1000 высокотехнологичных компаний. Критики отмечают, что город «в значительной степени не достиг своей цели», однако его архитектурные решения предлагают ценные уроки для борьбы с изменением климата. Благодаря продуманной планировке улиц температура на уровне земли здесь примерно на 28°C ниже, чем в окружающей пустыне. Новые здания, такие как офисный центр NZ1, построенный в 2023 году, демонстрируют эффективность «зелёных» технологий в жарком климате.
Припять, Украина
Припять была основана в 1970 году как образцовый советский «атомград» — молодой и комфортный город для работников Чернобыльской АЭС и их семей. К 1979 году это был процветающий населённый пункт с населением почти 50 тысяч человек, в котором были школы, театр, дворец культуры, спортивный зал и парк аттракционов со знаменитым колесом обозрения.
Почему он стал призраком
Всё изменила авария на четвёртом энергоблоке ЧАЭС 26 апреля 1986 года. На следующий день, 27 апреля, всё население города было эвакуировано колонной из примерно 1200 автобусов. Людям сказали взять только документы и вещи первой необходимости, пообещав, что они вернутся через несколько дней. Никто из них так и не вернулся домой. Припять была признана непригодной для жизни на ближайшие 24 тысячи лет. 49 тысяч эвакуированных жителей были переселены в Славутич — новый город, спешно построенный в 30 км от зоны отчуждения.
Как работает атомная электростанция: подробный разбор
Что сейчас
В XXI веке Припять — самый известный город-призрак в мире, застывший во времени внутри Чернобыльской зоны отчуждения. Разрушающиеся здания, поглощаемые природой, стали мрачным символом крупнейшей техногенной катастрофы в истории. С 1990-х годов город стал центром «тёмного туризма», привлекая десятки тысяч посетителей ежегодно. Туристические группы бродят по его пустынным улицам с счётчиками Гейгера в руках, а нелегальные исследователи, известные как «сталкеры», проникают в зону, несмотря на штрафы.
В итоге
Истории этих городов показывают, как грандиозные урбанистические проекты сталкиваются с экономическими кризисами, политической волей, технологическими барьерами или катастрофами. Несмотря на то, что их первоначальная миссия провалилась, строительство этих городов не было бесполезной тратой средств и времени. Каждый из этих городов помог людям усвоить важные уроки, которые помогут сделать жизнь в мегаполисах будущего более комфортной.