Откуда на древних рисунках изображения «инопланетных кораблей» и современных гаджетов

Идея о том, что в глубокой древности Землю посещали пришельцы, звучит захватывающе. Сторонники теории древних астронавтов утверждают, что наши предки не могли сами построить пирамиды или создать сложные календари без помощи извне. Так ли это на самом деле? Разобрали самые известные доказательства палеоконтакта и выяснили, что за ними стоит на самом деле.

Откуда на древних рисунках изображения «инопланетных кораблей» и современных гаджетов
© Wikimedia Commons

«Космонавт» из Паленке: полёт или падение?

Один из главных аргументов сторонников палеоконтакта — изображение на крышке саркофага правителя майя К’инич Ханааб’ Пакаля Великого, найденного в храме VII века в Паленке.

Что видят уфологи

Эрих фон Дэникен и его последователи утверждают, что на барельефе изображён человек в капсуле космического корабля. Он сидит в кресле, его руки лежат на рычагах управления, нога давит на педаль, а позади конструкции вырывается пламя из сопел. Для современного человека это действительно напоминает схему ракеты.

© Objectum/legion-media.com

Что говорят факты

Историки и майянисты давно расшифровали иконографию этого изображения. Сцена показывает не полёт в космос, а момент смерти Пакаля и его спуск в Подземный мир (Шибальбу).

  • «Ракета» — это на самом деле Мировое Древо майя (Wacah Chan). Это ось, которая соединяет подземный мир, землю и небеса.
  • «Выхлоп пламени» — это корни Мирового Древа, уходящие в пасть Земного Монстра.
  • Поза Пакаля — это поза перерождения. Он изображён в момент трансформации в бога Кукурузы, что символизирует воскрешение и цикл жизни.

То, что люди принимают за технику, — это сложная религиозная символика. Но так как большинство людей XX–XXI вв. не погружены в богатую культуру майя, они пытаются искать в ней знакомые символы, перенося опыт и знания современного человека на старинные изображения.

Вертолёт и танк в Древнем Египте

В храме Сети I в Абидосе есть загадочный рельеф, который вызывает массу споров. На нём отчетливо видны силуэты, напоминающие современную военную технику.

Что видят уфологи

Сторонники теории считают эти иероглифы «неуместными артефактами». Они видят вертолёт, танк, подводную лодку и самолёт. Вывод делается смелый: египтяне владели передовыми технологиями, полученными от пришельцев.

© Wikimedia Commons

Что говорят факты

Египтологи объясняют этот феномен термином «палимпсест». Это наложение одного текста на другой. В Древнем Египте фараоны часто переписывали историю, нанося свои имена поверх имен предшественников.

  1. Изначально фараон Сети I приказал вырезать на балке своё тронное имя.
  2. По поручению его сына, Рамсеса II, надпись замазали штукатуркой и выбили поверх неё уже его титулы.
  3. Со временем штукатурка выкрошилась, и части двух разных надписей слились воедино.

Иллюзия «вертолёта» возникла из слияния иероглифа «лук» из имени Сети I и «рука» из имени Рамсеса II. Человеческий мозг склонен искать знакомые образы в случайных узорах — это называется парейдолия. Если бы египтяне действительно знали о вертолётах, они бы не прятали их в случайной мешанине царских титулов.

НЛО на иконах эпохи Возрождения

На картинах Средневековья и Ренессанса часто находят странные летающие объекты. Самый известный пример — картина XV века «Мадонна со святым Джованнино», которую часто называют «Мадонна НЛО», находящаяся во Флоренции.

Что видят уфологи

Над плечом Мадонны в небе висит свинцово-серый дискообразный объект. На заднем плане стоит человек с собакой: он прикрывает глаза рукой и смотрит прямо на этот «корабль». Уфологи считают это прямым доказательством того, что художники прошлого видели НЛО.

© Wikimedia Commons

Что говорят факты

Искусствоведы указывают, что это стандартный элемент религиозной живописи того времени. Объект в небе — это глориола, или сияющее облако, символизирующее божественный свет и присутствие Бога.

  • Символизм. В религиозном искусстве светящиеся диски или облака использовались для изображения нематериального божественного света.
  • Жест пастуха. Человек, прикрывающий глаза, демонстрирует не удивление от «тарелки», а реакцию на ослепительное божественное сияние. Это канон для изображения свидетелей чуда.

Интерпретация иконы как свидетельства НЛО — это подмена духовного смысла технологическим. Художник изображал священную сцену понятным для современников языком, а не документировал прилёт пришельцев.

Безмолвные Ванджина из Австралии

В регионе Кимберли в Австралии сохранились наскальные рисунки, возраст которых достигает 4000 лет. Они изображают странных существ, известных как Ванджина.

Что видят уфологи

Фигуры с большими головами, огромными чёрными глазами, ореолом вокруг головы и — самое главное — без рта. Сторонники палеоконтакта видят в них портреты инопланетян в шлемах или скафандрах.

© Wikimedia Commons

Что говорят факты

Для коренных народов Австралии Ванджина — это священные духи-предки, создатели ландшафта и повелители дождя. Их странная внешность имеет глубокий мифологический смысл, задокументированный антропологами.

  • Ореол. Это не шлем, а облака и молнии, символизирующие грозу.
  • Отсутствие рта. Это не деталь скафандра, а символ мощи и контроля. Согласно поверьям, если бы у Ванджина был рот, они бы вызвали бесконечный дождь, который затопил бы весь мир.

Называя этих духов «пришельцами», люди не только ошибаются в фактах, но и обесценивают культуру аборигенов, игнорируя их собственные объяснения и традиции.

Почему люди верят в палеоконтакт?

Все рассмотренные случаи объединяет одно: попытка объяснить непонятное древнее искусство современными техническими образами. Наука отвергает теорию древних астронавтов не из вредности, а потому что у каждой загадки есть земное, человеческое объяснение.

Древние люди обладали огромной изобретательностью, сложной религией и богатым воображением. Считать, что они не могли ничего создать без помощи «зелёных человечков», — значит недооценивать собственных предков и их достижения.

Видео по теме от RUTUBE